Деменция

      Что такое деменция?

       Деменция –это значительное нарушение интеллектуальных способностей, таких как память, мышление, ориентировка, понимание, счет, способность к обучению, речь и суждение. Все это сказывается на общественной и профессиональной жизни. Если у человека деменция, то ему крайне трудно жить, он все время все забывает и становится социально дезадаптированным.

      Известно, что с возрастом у многих, в общем, то здоровых людей снижается память. Где грань между такими нарушениями и деменцией?

     Грань, прежде всего в адаптации. Если человек, несмотря на забывчивость, тем не менее, адаптирован в быту (а, тем более, в профессиональной деятельности) – это не деменция. Кстати, для конкретно таких проблем существует даже специальный термин: связанные с возрастом нарушения памяти – весьма распространенное явление.

     Что вызывает деменцию?

     Существует несколько причин возникновения деменции. В целом, деменция чаще встречается в пожилом возрасте.

     Это заболевание возникает, когда повреждаются отдельные части мозга, которые отвечают за процессы памяти и мышления. Наиболее частая причина деменции – болезнь Альцгеймера. Исследования свидетельствуют о том, что свыше 50% деменции позднего возраста обусловлены болезнью Альцгеймера. Это заболевание поражает каждого двенадцатого человека в возрасте после 65 лет и каждого третьего – после 80 лет. По мере старения населения развитых стран количество больных увеличивается.

     К другим причинам деменции можно отнести сосудистую патологию головного мозга. Данная группа заболеваний в структуре деменции позднего возраста составляет лишь около 15-20%. Примерно 20% случаев деменции позднего возраста – сочетание сосудистого поражения мозга и атрофического процесса альцгеймеровского типа.

      Как ухаживать за больным?

  1. Установить режим дня. Режим дня должен включать привычные для человека занятия: пробуждение, принятие гигиенических процедур, завтрак, прием лекарственных препаратов, прогулка, обед, дневной сон, полдник, чтение газет и журналов, выполнение привычной несложной работы по дому, ужин, прием вечерних гигиенических процедур, сон. Все эти действия лучше всего выполнять в одно и тоже время. Благодаря режиму повседневная жизнь больного становится более организованной, упорядоченной. Режим становится источником уверенности и защищенности. Он должен как можно больше сохранять заведенный прежде порядок жизни больного.
  2. Поддерживайте независимость больного. Человек, за которым вы ухаживаете, является личностью. Прислушивайтесь к его мнению и интересуйтесь его чувствами. Ваше отношение к больному, ваши поступки оказывают влияние на пациента. Никогда не обсуждайте состояние больного в его присутствии.
  3. Поддерживайте с больным тесный контакт. Чем больше с больным общаются, тем спокойнее и уверенней он себя чувствует. Когда больной показывает, что хочет что-то сообщить вам, поддержите его и постарайтесь ему помочь по мере возможности.
  • Обращайтесь к больному, так как он привык (по имени или по имени и отчеству)
  • Говорите с больным отчетливо, не торопясь. Всегда давайте своему подопечную достаточно времени на то, чтобы он мог вас понять. Старайтесь держать свои глаза на уровне глаз больного.
  • Обращайте внимание на вербальные средства общения (мимика, жесты). Попытайтесь установить, какие жесты и слова-подсказки необходимы для эффективного поддержания беседы. Желательно использовать выражения, в которых содержаться подсказки, например: «Твой сын, Иван».
  • Внимательно слушайте до конца речь больного, даже в том случае, если он путается (ему, на самом деле сложно выражать свои мысли).
  • Проявляйте интерес к разговорам своего подопечного.
  • Воздерживайтесь от конфликтных ситуаций. Сохраняйте спокойствие и не проявляйте своей раздражительности, гнева или разочарования. Конфликты вызывают стресс, как у вас, так и у больного.
  1. Безопасность. Такие проявления заболевания как потеря памяти, нарушение координации движений повышают риск травмирования больного. В вашем доме необходимо создать безопасные условия.
    • Уходя из дома, перекрывайте подачу газа.
    • Спрячьте, в недоступные для больного места, колющие и режущие предметы.
    • Оставляйте на ночь включенным ночник.
    • Не меняйте положение мебели в доме (больной привык к определенному расположению мебели и ему будет сложно запомнить новый порядок).
    • Установите замки на окнах. Сделайте так, чтобы комнаты не запирались изнутри (замки на дверях должны закрываться только снаружи).
    • Постарайтесь установить в ванной и туалете поддерживающие поручни, чтобы больной мог сам посещать эти места.
  2. Занятость в доме. Занятость в доме придает жизни больного цель и смысл и повышает чувство собственного достоинства. Необходимо привлекать больного для выполнения несложных заданий. Все задания должны быть тщательно спланированы. Все действия необходимо разбить на последовательную цепочку. Если достижения поставленной задачи становятся затруднительным – отвлеките больного, поставьте перед ним другую цель или смените род деятельности. Выполненное задание вдохновляет человека, в то время как неудача приводит к стрессу и способствует ухудшению заболевания.
  3. Внешний вид. Больной может забыть про одевание, не видеть необходимости в смене одежды. Иногда в присутствии людей больные могут появляться одетые неподобающим образом. Для того, чтобы избежать этой ситуации необходимо:
  • Положите одежду больного в том порядке, в котором ее необходимо надевать.
  • Избегайте одежды со сложными застежками. Используйте одежду на резинках, липучках, молниях.
  • Обувь должна быть удобной, свободной, нескользкой и не спадающей с ноги.
  • Не торопите больного при одевании, поощряйте его самостоятельные действия.
  1. Гигиена. Больной может забывать умываться, не видеть необходимости в умывании или не помнить, как это делается. Предлагая больному свою помощь, постарайтесь сохранить его личное достоинство.
  • При умывании пытайтесь придерживаться прежних привычек больного.
  • Старайтесь сделать умывание максимально приятными, помочь больному расслабиться.
  • Принятие душа может быть проще, чем купание в ванне, однако если человек не привык принимать душ, это может его обеспокоить.
  • Если больной отказывается от купания или душа, подождите некоторое время – настроение может измениться.
  • Пусть больной все, что возможно, делает сам.
  • Если больной смущается при купании или принятии душа, можно оставить закрытыми определенные участки тела.
  • Не забывайте о безопасности, ее обеспечивают надежно закрепленные предметы, ручки или перила, за которые можно ухватиться, коврик, на котором можно ухватиться, коврик, на котором нельзя поскользнуться, а также дополнительный устойчивый стул.
  • Если, помогая больному мыться, Вы каждый раз сталкиваетесь с проблемами, попросите, чтобы Вам кто-нибудь помогал.
  1. Посещение туалета и недержание мочи. Больные могут забывать, где находится туалет, и что в нем делать, перестают ощущать, когда следует пойти в туалет.
  • Поощряйте посещение больным туалета.
  • Установите определенный режим посещения.
  • Обозначьте дверь в туалет большими цветными буквами.
  • Оставьте дверь туалета открытой, чтобы проще было его найти.
  • Убедитесь, что одежда больного легко снимается.
  • В рамках разумного ограничьте прием жидкости перед сном.
  • Рядом с постелью можно поставить ночной горшок.
  • При необходимости используйте памперсы.
  1. Питание. Страдающие деменцией нередко забывают есть, могут не помнить, как пользоваться вилкой или ложкой. На поздних стадиях заболевания больного нужно кормить. Могут появиться и физические проблемы – отсутствие способности нормально жевать и глотать пищу.
  • Напоминайте больному о необходимости приема пищи.
  • Давайте ему пищу, которую он может есть руками.
  • Нарезайте пищу маленькими кусочками, чтобы больной не мог подавиться.
  • На поздних стадиях болезни готовьте пюре и жидкую пищу.
  • Напомните, что есть нужно медленно.
  • Не забывайте, что больной может потерять ощущение холодного и горячего и обжечься, поэтому пища должна быть теплой.
  • Не давайте больному более одной порции сразу.
  • Если возникают проблемы с глотанием, обратитесь за советом к врачу, он ознакомит Вас с приемами, стимулирующими глотание.
  • Следите за тем, чтобы больной получал достаточное количество питательных веществ.

На поздних стадиях заболевания больной может утратить способность готовить пищу. Это может стать серьезной проблемой, если человек живет один. Плохая координация движений приводит к повышенной опасности травматизма, например ожогов и порезов при приготовлении пищи. Постарайтесь обеспечить больного готовой пищей.

    Жизненный ситуации.

    Больной плохо спит

    Больной может бодрствовать по ночам и мешать спать всей семье. Для лиц, осуществляющих уход за больным, это может быть самой изнурительной проблемой. Что можно сделать?

  • Попытайтесь не давать больному спать днем.
  • Может помочь ежедневная длительная прогулка. Давайте больше физических занятий в дневное время.
  • Следите за тем, чтобы больной, ложась спать, мог чувствовать себя комфортно и удобно.

    Больной часто теряет вещи, обвиняет Вас в краже.

    Больной часто может забывать, куда он положил тот или иной предмет. Зачастую он обвиняет Вас или других людей в краже потерянных вещей.

  • Выясните, нет ли у больного укромного места, куда он прячет вещи.
  • Держите у себя замену важных предметов, например, запасную связку ключей или очки.
  • Проверяйте мусорные ведра и корзины, перед тем как выкидывать из них мусор.
  • На обвинения больного отвечайте ему спокойно, не раздражайтесь.
  • Согласитесь, что вещь потеряна, и помогите ее найти.

     Бродяжничество.

      Иногда у больных проявляется склонность к уходу из дома, бродяжничеству. Больной может уйти и блуждать по окрестностям, уехать в неизвестном направлении и заблудиться даже в другом городе.

      Сделайте так, чтобы у него всегда был при себе какой-либо документ, удостоверяющий личность

  • Позаботьтесь, чтобы в кармане одежды страдающего деменцией лежала записка с указанием адреса и номера телефона, по которому можно связаться с ближайшими родственниками больного или лицами, ухаживающими за ним.
  • Убедитесь в том, что все выходы из дома хорошо запираются, что в доме/квартире больной находится в безопасности и без Вашего ведома не сможет уйти из дома.
  • Если все же больной заблудился, контролируйте свои эмоции, говорите спокойно, не ругайте больного, пытайтесь выразить ему свою поддержку, когда его находят.
  • Полезно иметь недавно сделанную фотографию больного на случай, если он заблудится и Вам понадобится помощь других людей в его поиске.
  • Для борьбы с бродяжничеством можно прикрепить ко всем дверям небьющиеся зеркала: собственное отражение в зеркале отвлекает больного от намерения открыть дверь.

     Агрессивное поведение.

     Повышенная возбудимость может быть следствием:

  • Стресса, вызванного чрезмерным умственным или физическим напряжением
  • Отчаяния, вызванного неспособностью окружающих понять желания больного
  • Другого заболевания

Как себя вести:

  • Старайтесь сохранять спокойствие, не проявляйте собственного страха или беспокойства.
  • Всеми возможными методами следует избегать ответной агрессивности; обвиняющий, угрожающий или осуждающий тон голоса может усилить агрессию больного
  • Не следует находиться к больному слишком близко, он может воспринять это как угрозу.
  • Постарайтесь переключить внимание больного на более спокойное занятие, если не получается, то лучше не предпринимать активных действий и подождать, когда приступ пройдет
  • Следите, чтобы опасные предметы (ножи, палки, спицы, топоры) находились вне досягаемости больного.
  • Постарайтесь определить, что вызвало такую реакцию больного, и проследите за тем, чтобы эти предпосылки не повторялись.
  • Если агрессивное поведение больного часто повторяется, необходимо обратиться за помощью к специалисту.

     Повторяющиеся действия

     Люди, страдающие деменцией, могут снова и снова говорить и спрашивать об одном и том же. Больной может неотступно следовать за вами, даже когда вы идете в туалет. Такое поведение очень расстраивает и раздражает тех, кто находится рядом.

Как вести себя:

  • Если объяснения не помогают, то можно отвлечь внимание пациента, например, с помощью прогулки, пищи или любимого занятия
  • Важно показать, что вы поняли чувства больного
  • Не напоминайте больному, что он уже задавал тот или иной вопрос
  • Если больной все время совершает некие стереотипные движения можно дать ему что-нибудь, чем он может занять свои руки, например, мягкий мяч, который можно сжимать, или одежду, которую можно складывать.