Особенности работы с детьми, имеющими эмоциональные нарушения

 

1. В чем причины агрессивности детей и подростков? Почему в наше время растет число агрессивных детей?

Агрессия у ребенка – это прежде всего реакция на физический, психический дискомфорт, стрессы. Агрессия у детей выражается плачем, криком, брыканием. С возрастом ребенок начинает проявлять свои протестные реакции в виде действий, направленных на других людей (обидчиков) или ценные для них вещи.

 

Причины агрессии у детей можно подразделить на:

    • семейные;
    • личные;
    • ситуативные;
    • социально-биологические.

 

Неприятие детей родителями Это одна из базовых причин агрессивности. Хотя родители могут не говорить ему напрямую, что его не ждали и не хотели, он прекрасно осведомлен об этом, так как "считывает" информацию с их жестов и интонации. Такие дети стараются любыми средствами доказать, что имеют право на существование, что они хорошие. Они пытаются завоевать столь необходимую им родительскую любовь и, как правило, делают это агрессивно.

Очень тяжело бывает детям, родители которых безразличны, а то и враждебны по отношению к ним, бывает так, что взрослые срывают свое плохое настроение на близких и закатывают истерики в присутствии детей, некоторые родители считают ребенка виноватым в своих бедах.

Повышенная агрессия у ребенка может быть вызвана разрушением положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком, так и между самими родителями. Когда супруги сосуществуют в постоянных

ссорах, жизнь в такой семье становится для ребенка настоящим испытанием. Особенно, если родители используют его как аргумент в споре между собой.

Одной из причин подавляемой до поры до времени агрессии бывает жестокий характер матери или отца. Чрезмерно властные родители стремятся во всем управлять своим ребенком, подавляя его волю, не допуская никакого проявления его личной инициативы и не предоставляя ему возможности быть собой.

Агрессивные реакции могут быть вызваны некорректной и нетактичной критикой, оскорбительными и унизительными замечаниями, - в общем, всем тем, что способно пробудить не только гнев, но и откровенную ярость у взрослого, не говоря уже о ребенке. Неуважение к личности ребенка и пренебрежение, высказанное публично, порождает в нем глубокие и серьезные комплексы, вызывает неуверенность в себе и в своих силах и, как следствие, рождается агрессия у детей.

Когда в семье ребенку уделяется чрезмерное внимание, он становится избалованным и привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Если родители не исполняют очередной каприз такого ребенка, они получают в ответ вспышку агрессии.

Прямо противоположная детская агрессия - у детей вечно занятых родителей. Их агрессия - это способ привлечь к себе любые, пусть даже негативные проявления родительского внимания, в котором дети так нуждаются. Они действуют по принципу: "лучше пусть поругает, чем не заметит".

Если у родителей есть возможность, нужно выделить ребенку отдельную комнату или отгородить ему персональный уголок в общей комнате шкафом или ширмой. Важно, чтобы родители никогда без спроса не брали вещи ребенка, так как его реакция на нарушение внешних и внутренних границ будет, скорее всего, достаточно бурной. Ребенку необходима свобода, чтобы он научился самостоятельно принимать свои решения и отвечать за них. Но не меньше свободы ему нужны определенные нравственные нормы и границы, чтобы он сумел выстроить свой внутренний моральный кодекс.

Часто вспышки агрессивного поведения ребенка напрямую спровоцированы установками или запретами взрослых. Агрессия у ребенка будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. Его энергия обязательно должна найти выход. Поэтому активным детям совершенно необходимо дать возможность вволю набегаться и наиграться, не боясь проявления эмоций.

Немотивированная агрессия у детей бывает вызвана тем, что чаще всего мать ребенка во время беременности не чувствовала достаточной защищенности, чрезвычайно тревожилась и беспокоилась за себя и за своего будущего ребенка. Все эти ощущения передавались ребенку, и он родился, не имея базовой уверенности в безопасности мира. Потому он все время подсознательно ждет нападения, видит во всем потенциальную опасность и старается защититься от нее.

Когда родители заняты только собой, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения.

Настроение ребенка может меняться под влиянием усталости или плохого самочувствия. Когда проявления раздражения или негативных эмоций ребенком считаются недопустимыми, и всячески подавляются под влиянием принятого в семье стиля воспитания, родители ребенка могут столкнуться с не мотивированными, в их понимании, вспышками гнева. В этом случае ребенок переносит свою агрессивность не на "обидчика", а на все, что под руку подвернется. Чем жестче установленные дома правила поведения, тем агрессивнее может быть поведение ребенка вне дома (или в стенах дома в отсутствие авторитетных для ребенка взрослых).

Агрессия у детей может быть связана с личностными особенностями ребенка, его характером и темпераментом, или провоцироваться фактами личного опыта ребенка.

Часто это вызывается не объективными причинами, а отсутствием эмоционального поощрения от родителей, которое приводит к тому, что дети не научаются любви к себе. Для ребенка (как и для взрослого) жизненно важно, чтобы его любили не за что-то, а просто за сам факт существования - немотивированно. Самое жестокое наказание не наносит ребенку такого непоправимого вреда, как отсутствие любви к себе и поощрения. Если ребенок не любит себя, считает себя недостойным любви, то он не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.

Такие личностные особенности, как повышенная раздражительность, устойчивая тенденция обижаться даже на нейтральные, казалось бы, высказывания и действия других людей, также могут являться провокаторами проявления агрессивности. Обидчивый и раздражительный ребенок может выдернуть стул из-под другого ребенка, который случайно занял место, на которое ему хотелось сесть. Дети с подобной личностной характеристикой во всех случайных происшествиях склонны видеть намеренное причинение вреда себе, а во всех негативных поступках, в том числе своих собственных, обвинять кого угодно и что угодно, но только не себя. Такой ребенок никогда ни в чем не виноват.

Как ни странно, повышенная агрессия у детей может быть вызвана чрезмерным комплексом вины, который уводит их в страх и депрессию. Чтобы научиться справляться с ситуациями вины, научиться брать на себя ответственность, таким детям понадобится время, помощь и поддержка со стороны взрослых. А главное - наш пример. Если дети будут видеть, что мы в состоянии достойно справляться с подобными ситуациями, то им будет легче пройти отнюдь нелегкие уроки, которые предлагает жизнь.

Очень часто агрессия у детей бывает обусловлена текущей ситуацией и поведение будет откровенно агрессивным. В те дни, когда они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на что-то или кого-то. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.

Агрессия у ребенка может быть обусловлена питанием. Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности и агрессивности и употреблением шоколада. Так что не стоит чрезмерно ограничивать потребление детьми жиров, все нужно в меру, и организм нередко мудрее нас.

Ребенок может проявлять повышенную агрессивность от воздействия таких факторов, как уровень шума, вибрация, теснота и высокая температура воздуха. Связь уровня шума в доме с агрессивностью очевидна. У детей, живущих рядом с оживленными автострадами, проживающих в домах, находящихся над туннелями метрополитена или в непосредственной близости от железнодорожных путей, уровень агрессивности, как правило, повышен.

Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться "белыми воронами" и изгоями в значимой для себя группе, среди одноклассников или друзей по уличным играм. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Нередко агрессивные реакции детей бывают обусловлены установками, предрассудками и системой ценностей значимых для них взрослых. Это проявляется в вызывающем поведении в школе, в демонстративном пренебрежении по отношению к учителям. 

Подростковая агрессия направлена на "чужаков". Именно поэтому очень тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками или расовой неприязнью. Стремление подростка к самостоятельности, к признанию взрослости нередко вступает в скрытый конфликт или в открытое противодействие с представлениями взрослых о нем и его ровесниках.

2. Правила общения с тревожными детьми.

 

ШПАРГАЛКА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ ИЛИ ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

  1. Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  6. Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  7. Не предъявляйте ребенку завышенных требований.
  8. Будьте последовательны в воспитании.
  9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  10. Используйте наказание лишь в крайних случаях. Не унижайте ребенка,  наказывая его.

 

3. Игры для формирования правильного социального поведения.

 

Цель. Формировать доброжелательное отношение детей друг к другу. Дать понятие об индивидуальных особенностях людей. Привлекать застенчивых детей к общению, пробуждать желание находить и рассказывать хорошее о другом ребенке.

Игра №1. «Комплименты».

Дети сидят в кругу и держатся за руки. Взрослый предлагает одному из них, глядя в глаза соседу, сказать ему несколько добрых слов или за что-то похвалить. Ребенок, которому говорят комплименты, должен поблагодарить за теплые слова, а потом сделать комплимент другому ребенку. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не скажут и не услышат добрые слова. (На первых порах взрослые помогают детям подобрать нужные слова).

Игра №2. «Возьми себя «в руки».

Ребенку говорят: «Как только ты почувствовал, что забеспокоился или хочешь кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми к груди – это поза выдержанного человека.

поделиться в: